Перед смертью

Перед смертью. Как близкая смерть меняет человека

Перед смертью

Почему мы не думаем о смерти?

Смерть физического тела знаменует собой переход души из первой части ее жизни во вторую.

Когда мы думаем о смерти, мы часто думаем не о смерти тела, а о смерти вообще, о чем-то страшном и непонятном. Это – ошибочное мышление, и это пугает. Появляется желание спрятаться: «Лучше об этом совсем не думать». Как результат мы знаем о смерти очень мало, в то время как самое страшное в ней как раз неизвестность – «а что будет после смерти?»

Отказываясь задумываться и узнавать, мы делаем неизвестность еще более темной и пугающей. Потому для множества людей самым трудным периодом в жизни является ожидание перед смертью – последняя болезнь, время от момента, когда человек узнает, что он болен неизлечимой смертельной болезнью, и до того, когда он уже совсем близко подошел к последней черте.

Но боятся не все. Люди по-разному встречают смерть. В «Раковом корпусе» Солженицына есть любопытное описание того, как умирал Ефрем Поддуев, у которого был неизлечимый рак.

«Ему была сделана третья операция, больней и глубже… Итак, что ж было прикидываться? За раком надо было принять и дальше – то, на что он старался не обращать внимания два года: что пора Ефрему подыхать… Однако это возможно только выговорить, а ни умом понять, ни сердцем представить: как же так может с ним, с Ефремом? Как же это будет? И что надо делать перед смертью? /…/



И ничего он не мог услыхать в помощь от соседей, ни в палатах, ни в коридорах, ни на нижнем этаже. Все было переговорено, а все не то».

Ефрем был не один такой. Он видел, что и другие беспомощны и не могут найти ответа, а «по их желанию врать себе до последнего, что у них не рак, выходило, что все они слабаки и что-то в жизни упустили. Но что же?». Солженицын продолжает: «…Но вот сейчас, ходя по палате, он (Ефрем) вспоминал, как умирали те старые в их местности на Каме – хоть русские, хоть татары, хоть вотяки.

Не пыжились они, не отбивались, не хвастали, что не умрут, – все они принимали смерть спокойно. Не только не оттягивали прихода смерти, а готовились потихоньку и загодя, перед смертью назначали, кому – кобылку, кому жеребенка, кому зипун, кому сапоги. И отходили облегченно, словно просто перебирались в другую избу. И никого из них нельзя было бы испугать раком. Да и рака-то ни у кого не было. А тут, в больнице, уж кислородную подушку сосет, уж глазами еле ворочает, а языком все доказывает: не умру! у меня не рак».

Ефрему было трудно, ему хотелось понять, откуда бралось такое спокойствие у стариков крестьян, как отыскать путь к нему, что было такого в его жизни, что он пропустил. Он думал, общался с людьми, начал много читать. Читал он разное, и хорошее и плохое – искал. И в конце концов он принял неизбежное, нашел какой-то ответ и к концу жизни, больной неизлечимым раком, стал спокойней ждать смерть.

Наверно, Ефрему помогли и хорошие книги, но главное было не в этом. Ефрем перестал обманывать самого себя – у меня не рак, я не умру. Он принял правду, принял, что ему скоро умирать, и с этого момента его мысли приняли другое направление. Вместо того чтобы скрывать от себя правду, он стал осваивать ее. Он начал смотреть в глубь самого себя, стал думать о главном: моя жизнь близится к концу, и что я сделал? И что теперь или потом со мною будет? И что еще нужно сделать? И Ефрему стало легче. А ведь Ефрему перед смертью было трудней, чем будет нам, когда придет и наше время. Он не знал, что душа человека бессмертна, или, по крайней мере, мог сомневаться в этом.



В приведенном отрывке, описываются два отношения к смерти. И Ефрем и те, что «уже кислородную подушку сосут», воспринимают смерть как врага, который хочет лишить их жизни. Бороться с ним они не могут и стараются не видеть, закрыть глаза, спрятаться. А старику крестьянину ясно, что смерть – явление такое же естественное, как и жизнь, и так он ее и принимает – спокойно. Конечно, даже поняв это, бояться смерти мы не перестанем. Но все же если почувствовать и умом и сердцем, что смерть не враг наш, а часть жизненного процесса, то искать ответ станет проще.

Полностью избавиться от страха смерти человек никогда не сможет, потому как этот страх необходим. Жизнь дается человеку потому, что ему надо что-то сделать, выполнить в земной жизни, и страх смерти заставляет его беречь свою жизнь. Люди, прожившие свой срок в трудах и с пользой для других, часто чувствовали, что они свое дело на земле уже выполнили, и, когда наставало их время, страха смерти у них не было.

Жизнь – драгоценный дар, и чтобы его сохранить, человеку вместе с жизнью дан и страх смерти. Это естественно. Но плохо, когда этот страх больше и сильней, чем он того заслуживает.

Большинство наших современников – до того времени, пока они здоровы и благополучны, о смерти не думают. Нет желания думать и нет времени, все мысли заняты повседневными заботами.

Кроме этого, вся наша общественная жизнь строится так, чтобы смерти не видеть. Тяжело заболел кто-то из близких. Раньше лечили дома. Приходил доктор, ухаживали мать, жена или муж. Теперь чуть что посерьезней – в больницу. Когда он или она умирает, при нем как правило, да и то не всегда, медсестра или санитарка, редко врач, но не муж, жена, дети, которые смерти не знают и боятся. Когда умер, тело умершего в доме не лежит, родные его не видят, с ним не остаются и не прощаются.



Потом – короткая церковная служба, а зачастую и вовсе без нее, несколько хвалебных слов, если необходим особый почет – траурный марш и быстрые похороны или кремация. И на кладбище потом ходят все реже, да и кладбища делаются все больше неуютными и голыми.

Наша современная цивилизация направлена на отрицание смерти. Для многих людей смысл жизни в погоне за наслаждениями – в той или иной форме получить удовольствие или хотя бы развлечение. А это со смертью вовсе не вяжется. В результате мы не видим смерти и привыкаем не думать о ней, и не только о своей смерти но и о смерти вообще не думаем.

Хорошо это или плохо, не будем сейчас решать. Не задумываясь, жить, конечно, легче. Однако перед смертью, когда она вдруг оказывается близкой и неизбежной — заболел человек неизлечимым раком, – то встречать ее в особенности трудно. К симптомам болезни – болям и другим – прибавляется очень тяжелое психическое состояние – страх смерти, страх неизвестности. Угроза оказалась неожиданной. Человек не подготовлен, он ничего не знает, и начинается самый трудный период человеческой жизни.

Что же делать? Можно ли хоть чем-то помочь? Как облегчить эту предсмертную тягость, глубокую тоску безнадежно больного человека?

Есть, конечно, различные успокоительные лекарства, но их действие временно, они ничего не изменят, а дадут лишь забвение, после которого на душе еще тяжелей. Порой необходимы и лекарства, но нельзя ли просто по-человечески?

В XX веке нашлись врачи, которые в серьез занялись этим вопросом. Одним из пионеров была доктор Е. Кюблер-Росс. У нее много последователей и сотрудников. Она создала свою школу в той области науки, которая изучает смерть.



Прежде всего надо было узнать и изучить, что, собственно, так сильно тревожит больного, чего он боится, чего ему не хватает, чего он хотел бы, ведь у каждого человека свои заботы. Узнать это возможно только из разговоров с безнадежно больными. Но как к этому подойти? Захотят ли они вообще об этом говорить? Если попросту присесть рядом и начать расспрашивать, то больной, скорей всего, повернется лицом к стене или скажет несколько не очень приветливых слов…

Д-р Кюблер-Росс нашла очень простой и честный метод. Она говорила больному, что проводится научная работа на тему о смерти, чтобы помочь тяжелобольным, и что без помощи самих больных не обойтись, нужно, чтобы они рассказали о том, что они чувствуют, думают, чего хотели бы. Она просит помочь в этой работе. Конечно, выбирали больных, которые уже знали о характере своей болезни.

Почти всегда, поняв, что тут не праздное любопытство, а что-то серьезное, больные начинали разговаривать… Они были рады, что в своем плачевном состоянии они все-же могут быть полезными для других. И оказывалось, что у больных всегда было много на душе такого, о чем хотелось говорить, рассказывать, спросить.

До этого приходившие родные и знакомые не могли помочь им. Они боялись говорить о смерти, говорили о чем угодно, боясь навести мысли больного на то, что, по их мнению, он пытается позабыть. Они сами не знали смерти, прятались от нее и замалчивали, считая, что так лучше и им и самому больному. А больному хотелось говорить о главном, спросить, и он также не мог и облегчения не получал. Выразить искреннюю симпатию, горе, даже поплакать родные не могли, боясь обеспокоить больного. И у близких людей горе не получало выхода, и больному легче не становилось.



Вот и начало понимания – ответ на первый вопрос. Умирающий находится в состоянии эмоционального одиночества, и ему трудно. Он покинут. Вокруг него создался заговор молчания. Даже самые близкие люди говорят с ним о всякой ерунде, а не о том, что его тревожит. Больному нужны откровенные прямые разговоры и ему очень необходимо искреннее сочувствие. Не шаблонные слова вроде «ничего, обойдется» или «не унывай», а настоящее.

С таким больным нужно не прятаться, а, если есть искреннее сочувствие и любовь, можно и нужно говорить о главном не боясь. Разумеется, и подбодрить и укрепить надежду, а не хоронить раньше времени. Все это не легко, но возможно. Ну а если не приходят слова, то лучше всего молча посидеть рядом. Хорошее молчание также рождает сочувствие и близость, а в скором времени придут и нужные слова.

Д-р Кюблер-Росс пишет, что психическое состояние человека, заболевшего смертельной болезнью, не остается постоянным, а проходит спустя несколько стадий. Многим больным, большинству, в конечном счете удается прийти к более или менее спокойному принятию неизбежного. Верующему христианину это, конечно, легче, но и многие из тех, кто не верил в Бога и бессмертие души, смогли прийти примиренными к концу своей земной жизни.

Об этих стадиях, или этапах, через которые проходит умирающий, надо поговорить немного подробней. Д-р Кюблер-Росс и ее сотрудники различают 5 стадий. (Они пишут в основном о современном неверующем человеке.)

• Первая стадия – отрицание, неприятие трудного факта. «Нет, не я». «Это не рак». Эта стадия необходима, она смягчает шок. Без нее страх и горе были бы слишком большими. На больного неожиданно навалилось нечто угрожающее и страшное. Поймите это и вы, и разделите это с ним. Дайте надежду.



• Когда утихает первый шок, возникает гнев, возмущение. «Почему я?» «Почему другие и, может быть, люди старше меня будут жить, а я умру?» Это вторая стадия – протест. Негодование больного может быть направлено против Бога – Бог несправедлив. Такое отношение к Богу может вас возмутить и оттолкнуть от больного. Это было бы неправильно. Часто это -неизбежная стадия; она трудна, но она проходит.

• В скором времени вспышка протеста стихает и приходит третья стадия – просьба об отсрочке. Он уже понял, но – «не сейчас, еще немного». Он уже просит Бога, говорит с Ним, хотя, возможно, никогда раньше к Богу не обращался. Он обещает стать лучше, жить лучше, если ему будет дано некоторое время. Приходят зачатки веры, ему хочется верить, и теперь любящий близкий человек, в особенности верующий, сможет хорошо помочь.

• Четвертая стадия – депрессия. Больной начинает слабеть и видит это. «Да, это я умираю». Протеста больше нет, а присутствуют жалость и горе. Ему жаль оставлять близких и все, что он любил при жизни. Он сожалеет и о своих плохих поступках, об огорчениях, причиненных другим; он пытается исправить причиненное им зло. Но он уже готовится принять смерть. Он стал спокоен. Он хочет иногда остаться один, не любит посетителей с пустыми разговорами. Он не хочет отвлекаться ни на что постороннее, он кончил с земными заботами и ушел в себя.

• Последняя стадия – принятие. «Теперь уже скоро и пусть будет». Это — спокойствие, принятие. Это не состояние счастья, но несчастья здесь также нет. По сути, это его победа.



В этих последних стадиях в особенности необходима помощь близких. Он может быть и один, но ему легче, когда близкий человек с ним, рядом. Пусть и без слов. Даже когда спит, он чувствует, что кто-то рядом. А иногда хочет остаться один, подумать, приблизиться к Богу, помолиться.

Конечно, описанные стадии – это лишь схема. Далеко не всегда они идут по порядку, одна за другой. Порой их совсем нет, как, к примеру, при смерти в автомобильной катастрофе.

Люди глубоко верующие как правило не нуждаются в эти предварительных стадиях. Они знают, что после смерти тела они будут жить дальше и, вероятно, лучше, и самого начала болезни не боятся смерти; они встречают ее мирно, а порой и с радостным ожиданием.

Люди, которые побывали «на той стороне», но возвращенные к жизни на земле и, значит, испытавшие на собственном опыте умирание и смерть, больше не боятся смерти. Один из них сказал: «Если это была смерть, то это не плохо».

Однако самое важное, вероятно, не в описанных стадиях, а в том, как эта смертельная болезнь меняет характер человека, понявшего, что его время подходит к концу. А изменяется характер сильно и почти всегда в одном и том же направлении. Люди становятся добрей, отзывчивей, лучше. Они жалеют об упущенных возможностях сделать хорошее, о зле, причиненном другим людям. Красота природы воспринимается острей, чувства чище, любовь сильней. У неверующих часто начинает просыпаться вера в Бога.

В книгах и статьях о смерти приводится много примеров. Е. Кюблер-Росс издала сборник статей своих сотрудников под общим названием «Смерть — последняя стадия роста». В статье, написанной Мусалиму Имара, описывается старая женщина, больная неизлечимым раком. Богатая, сухая, требовательная, всем недовольная, она довела больничный персонал до полного изнеможения. Ее не любили, побаивались и избегали. Но по мере развития болезни она становилась мягче, приветливей и добрей.



Даже ее голос из визгливого превратился в глубокий и мягкий. Она перестала враждовать, и у нее начали появляться друзья. Незадолго до смерти она сказала, что за последние три месяца она жила больше и лучше, чем за всю свою жизнь; она жалела, что только сейчас, а не 40 лет назад она узнала, как надо жить. Другие авторы пишут о том же и отмечают как иронию тот факт, что жизнь к самому ее концу становится богаче и ярче.

Такое изменение характера у тяжелобольных абсолютно понятно. Пока мы живы и здоровы, мы заняты повседневным. Тяжелая болезнь заставляет пересмотреть свое отношение к близким людям, к планам на будущее, ко всему, что до сих пор заполняло жизнь. Мысли обращаются внутрь, на себя. Приходит желание осознать смысл жизни и смерти. Приходят мысли о Боге и о душе. Человек становится глубже, добрей, лучше; приближаясь к смерти, многие люди растут.

Врачей, занимавшихся тяжелобольными, этот рост незадолго до смерти вначале удивлял, но он был настолько очевиден, что, к примеру, д-р Кюблер-Росс посвятила этому свой вышеупомянутый сборник. Название может показаться противоречивым – умирание, смерть как стадия роста. Речь идет, конечно, не о физическом росте, а о росте духовном и интеллектуальном.

Это также выглядит странным, однако Кюблер-Росс в этой статье о духовном росте пишет, что приближение смерти освобождает наше истинное «Я» от условностей, когда мы живем чужими мыслями и приказами. Рост в том, что мы перестаем отражать чье-то, а делаемся больше сами собой, что мы отбрасываем цепи принуждения, надетые на нас обществом, и, глубже понимая себя, живем свободней. Однако понять это необходимо раньше, чем к концу жизни, чтобы начать расти раньше.



Это очень верно. Смысл жизни в росте, в развитии, и не только здесь, в земной жизни. Душа человека, перейдя после смерти тела в загробный мир, получает возможность дальнейшего развития и там. А пытаясь отрицать это до конца, мы делаем последнюю часть нашей жизни и бессмысленной и очень трудной.

При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!

О admin

x

Check Also

Психометрия — портал времени

Психометрия — портал времени Миражи 1997 год – жаркий летний день две подружки из садоводства, находящегося в районе Невской Дубровки, решили выкупаться. Аня Виролайнен которая ...

Хочу уйти в Монастырь! Когда это стоит делать, а когда нет

Хочу уйти в Монастырь! Когда это стоит делать, а когда нет… Хочу уйти в Монастырь! Когда это стоит делать, а когда нет… Здравствуйте, друзья! Актуальное ...

Психическое здоровье Гитлера или был ли фюрер бесноватым?

Психическое здоровье Гитлера или был ли фюрер бесноватым? Как правило в отечественной литературе ответ на такой вопрос как психическое здоровье Адольфа Гитлера решается однозначно, и ...

Психическая энергия

Психическая энергия Негативное воздействие людей на самих себя, на Землю и на Космос есть проявление наших негативных чувств, эмоций и мыслей. К сожалению, человек не ...

Хочу ребёнка, но не могу забеременеть! Почему и что делать?

Хочу ребёнка, но не могу забеременеть! Почему и что делать? Хочу ребёнка, но не могу забеременеть! Почему и что делать? Это вопрос одной из наших ...

Хорошие фильмы про веру Бога: о Боге, о Вере и её обретении Человеком

Хорошие фильмы про веру в Бога: о Боге, о Вере и её обретении Человеком Хорошие фильмы про веру в Бога: о Боге, о Вере и ...

Хиромантия и Судьба человека

Хиромантия и Судьба человека. Вопросы и ответы о Хиромантии Хиромантия и Судьба человека. Вопросы и ответы о Хиромантии Приветствую всех гостей сайта «Сам себе Психолог»! ...

Пси-фактор или полнолуние для убийцы

Пси-фактор или полнолуние для убийц …Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться…, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит ...

Халтура как порок или как победить халтурщиков

Халтура как порок или как победить халтурщиков Халтура — национальная болезнь! Для большинства людей выполнять свою работу качественно, наилучшим образом — не является чем-то важным, ...

Пси-оружие, вирус 666 байт

«Пси-оружие» — вирус длинной 666 байт Уже по укрепившейся новой классификации оружие, оказывающее воздействие на психику, обозначают как «информационное оружие» или «пси-оружие». Компьютеры и телевизоры ...

Проявление потусторонних сил, медсестра призрак

Проявление потусторонних сил или медсестра — призрак Проявление потусторонних сил или медсестра — призрак Мед персонал больницы, городок Либоде ( Южная — Африка ), в ...

Прошлые жизни или доказательства реинкарнации

Прошлые жизни или доказательства реинкарнации Можно предположить, что идею верящих в реинкарнацию принимают примерно треть людей по обеим сторонам Атлантического океана. А что касается 1940-х ...

Прошлые жизни

Прошлые жизни. Реинкарнация Концепция реинкарнации есть во многих древних религиях, и она не перестает существовать и по сей день. Древние египтяне, греки и римляне верили ...

Прошлое, настоящее, будущее не имеет границ

Прошлое, настоящее, будущее не имеет границ Философ из Англии Джон Уильям Данн в начале XX века очень заинтересовался теорией времени. Его интерес появился вовсе не ...

Прошлое существует параллельно будущему

Прошлое существует параллельно будущему 1988 год — писатель-маринист Николай Черкашин собирал в Севастополе сведения о гибели линкора «Новороссийск». В СМИ уже говорилось об этой ужасной ...

Прошлое параллельно с настоящим

Прошлое параллельно с настоящим 1926 год, октябрь — в городке недалеко от Брэдфилд-Сент-Джордж в Суффолке (Англия), две женщины прогуливаясь, сошли с дороги, и забрели на ...

Формула Успеха! Что обязательно необходимо чтобы достичь Успеха

Формула Успеха! Что обязательно необходимо чтобы достичь Успеха Формула Успеха! Что обязательно необходимо чтобы достичь Успеха Успеха — хотят все! Каждый хочет быть богатым, счастливым ...

Прошлое и будущее во времени существуют одновременно?

Прошлое и будущее во времени существуют одновременно? Ушедшие безвозвратно Загадочные истории людей, которые оказывались в ловушке времени, кажется, подтверждают гипотезу современных исследователей, полагающих, что человек ...

Прошлая жизнь

Прошлая жизнь или перевоплощение Исследования феномена реинкарнации начали развиваться в интересном направлении. Появились теории, объясняющие память о прошлых жизнях не настоящими перевоплощениями, а какими-то другими ...

Фильмы, которые помогают победить Страх

Фильмы, которые помогают победить Страх Как победить свой страх? — Вопрос актуальный для каждого человека. Действительно, просмотр хорошего фильма реально помогает справиться со страхами. Например, ...

Прошлая жизнь

Прошлая жизнь Никто не отрицает, что гипноз – полезное терапевтическое средство, но могут ли соответствовать сделанные под гипнозом заявления о прошлых жизнях объективной действительностью? Некоторым ...

Протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум. Биография. История жизни и смерти Аввакум Петров или Аввакум Петрович (рожд. 25 ноября (5 декабря) 1620 г., — смерть 14 (24) апреля 1682 ...

Пространство и время или перемещение без границ

Пространство и время или перемещение без границ Чудо материализации Существует феномен, который как нельзя более ярко демонстрирует истинные возможности многомерной психоэнергетической природы человека. Это давно ...

Пространственно-временные перемещения

Пространственно-временные перемещения За свою историю человечества накоплено немало фактов, которые свидетельствуют о существовании такого необъяснимого явления, как перемещение во времени. Появление загадочных людей, машин и ...