Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе. История возведения. Описание

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе — надгробный памятник правителя Карии — Мавсола, был построен в середине IV столетия до н. э. по приказанию его жены Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме (Турция), одно из античных чудес света. Мавзолей простоял 19 столетий. А в XIII столетии он рухнул в следствии сильного землетрясения.

Кария — древнее государство на юго-востоке современной Анатолии (Турция). 546 год — до н. э. — Кария была завоевана персами, а через 150 лет они допустили до управления этой сатрапией местную знать. Первым правителем Карии стал Гекатомн, сын Гиссалдома. Он был страстный поклонник всего греческого, и при нем в Карию, прежде всего в искусство, начали проникать эллинские традиции. Карийские правители были очень богатыми и приглашали самых лучших греческих архитекторов и скульпторов для украшения своей столицы Галикарнаса.

У Гекатомна было 5 детей — сыновья Мавсол, Идрей и Пиксодар и дочери — Артемисия и Ада. Дочерей по карийской традиции выдали замуж за своих братьев. В древнем мире такое кровосмешение бывало в обычае: считали, что оно способствует укреплению династии. Хотя в случае Мавсола и Артемисии это не оправдалось — детей у них не было.

А вот государство при Мавсоле (377–352 г. до н. э.) процветало. Мавсол был талантливый дипломат и военачальник, умевший прекрасно использовать наемный флот и армию. Он практически смог добиться независимости Галикарнаса от персов и захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Кроме этого, Мавсол был жестокий правитель и умел выжимать все соки из подвластных ему народов. В своих владениях он вводил налог за налогом, извлекая доход буквально из всего, даже с погребений или волос. Богатства его были огромными. Свою столицу он украсил зданиями, равными которым почти не было в мире.



После того как Мавсолумер, трон заняла его жена Артемисия II. Она царствовала до 348 г. до н. э. и, хотя немало скорбела об умершем муже, не забывала и о своих обязанностях правительницы. Римский архитектор Витрувий писал о том, как Артемисия возглавила разгром флота родосцев, которые возжелали захватить Карию после смерти Мавсола. Артемисия приказала своему флоту спрятаться в гавани, а жителям Галикарнаса занять крепостные стены. Обещанием сдать город правительница смогла заманить родосцев в ловушку, а сама неожиданно вышла из гавани со своим флотом и напала на них. Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади Галикарнаса.

Мавзолей в Галикарнасе

Родосские корабли Артемисия использовала для того что бы напасть на Родос, пересадив на них своих воинов. Жители острова увидали свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что они возвращаются с победой. Суда вошли в гавань, и Артемисия захватила остров, отдав приказ казнить его правителей, а в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Скульптуры изображали, как Артемисия выжигает знак рабства на теле Родоса. Говорят, что родосцы, из религиозных соображений не разрушившие памятник, впоследствии обнесли это место стеной и приставили стражу, чтобы никто его не мог увидеть.

Однако не военными победами Галикарнас вошел в историю. Мавзолей стал свидетельством любви Мавсола и Артемисии. Римские историки Плиний и Гелий написали, что, когда Мавсол умер, Артемисия захотела сама стать живым памятником любимому. Она повелела сжечь его тело, превратить его кости в прах, смешать его с благовониями и, добавив воды, выпила. Но Артемисия этим не ограничилась: она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, которую стали считать одним из чудес света, — Мавзолей в Галикарнасе.



Галикарнасский мавзолей удивлял в первую очередь своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из проконнесского мрамора. (В действительности он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный фундамент из необожженного кирпича.) Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9×42,3×11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-х ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались скульптуры. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом столетии при раскопках, подтверждают сообщения древних писателей о том, что эти скульптуры создавали великие мастера. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа — Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир. Со слов Витрувия, художники соревновались между собой, чтобы им было позволено украсить Мавзолей.

Каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, Тимофей.



Скопасу, который славился тем, что мог передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека, досталась восточная часть Галикарнасского Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза сохранилась.

Мавзолей в Галикарнасе

Развалины мавзолея в Галикарнасе

По античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея в Галикарнасе стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами. Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея — Пифий, а по мнению современных исследователей — Бриаксис.

На втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Вокруг гробницы были расположены статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей задумывался не просто как усыпальница, но как храм, в котором Мавсолу должны были оказывать «божественные» почести.

Место для Мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся над рыночной площадью. Начиналась она в котловине у самого моря, шла вдоль гавани и связывала восточные и западные ворота города. По замыслу архитекторов, гробница царя Мавсола, как наиболее богатое и знаменитое сооружение Галикарнаса, должна была находиться в центре города и являться основным его украшением.

Артемисия умерла еще до того, как скульптурные украшения Мавзолея были закончены. Правда, некоторые из ученых полагают, что Мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола, и Артемисия только завершила его. Ведь строительство такого величественного сооружения должно было занять несколько лет, а Артемисия умерла спустя 2 года после Мавсола. Кроме этого, ей пришлось воевать. Вряд ли у нее были время и средства затевать грандиозное строительство в такое сложное время. Но так это или нет, доподлинно не известно.



Копии и подражания Мавзолею в Галикарнасе строились по всему античному миру, но они были в меньшей степени удачными. Гигантская усыпальница стала до такой степени знаменитой, что римляне начали называть мавзолеями все крупные сооружения такого рода. Мавзолей простоял 19 столетий. Даже землетрясение XIII века только незначительно повредило гробницу царя. О том, как Мавзолей в Галикарнасе погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где сказано о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

1522 год — когда султан Сулейман готовился напасть на родосцев, великий магистр ордена послал рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину, как тогда именовался Галикарнас, рыцари принялись за укрепление крепости Святого Петра. Для этого они использовали мраморные плиты и глыбы, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани.

Мавзолей в Галикарнасе

Статуи Мавсола и Артемисии

Снимая плиту за плитой, они добрались до прекрасного четырехугольного зала, украшенного мраморными колоннами, карнизами и разными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены мраморными украшениями, по стенам и на потолке виднелись рельефы, изображавшие разные сцены и даже целые сражения.

Налюбовавшись всей этой красотой, рыцари, тем не менее, использовали этот материал так же, как и наружный. После они обнаружили еще один зал, поменьше. В нем находился четырехугольный мраморный надгробный памятник и урна. Этот памятник был так искусно сделан, что казался живым. Завороженные рыцари не успели к нему приблизиться, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидали, что памятник исчез, погребальная урна была открыта и только на земле были разбросаны кусочки золота и парчи.



Первым исследователем Мавзолея стал английский вице-консул в Турции сэр Чарльз Томас Ньютон. Он был археологом-любителем и занимался раскопками в свободное от дипломатической деятельности время. До него дошли слухи о том, как красивы и необычны были мраморные плиты стен турецкой крепости Будрун, где когда-то находилась построенная рыцарями-иоаннитами крепость Святого Петра.

Ньютон прибыл в Будрун и стал искать то место, откуда рыцари брали строительный материал. Оно должно было находиться неподалеку от крепости, иначе бы иоаннитам не было смысла брать оттуда мраморные плиты. Так Ньютон отыскал обломки Мавзолея, а под слоем земли и мусора — бесценные мраморные плиты с барельефами работы Скопаса.

Когда раскопки подходили к концу, обнаружили самое главное — расколотые на много частей двухметровые статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие прежде в колеснице, и мраморную лошадиную голову, длиной около метра, с позолоченной уздечкой и подвесками.

Голова была целой, но сама форма ее была деформирована — она была неестественно вытянутой. Если учесть, что древние греки были непревзойденными мастерами в достоверном изображении натуры, то странная форма лошадиной головы была попросту загадкой. Разглядывая ее, Ньютон догадался, чем объяснялась несоразмерность: лошади, запряженные в колесницу карийских правителей, стояли на 60-ти метровой высоте. На них смотрели издали и снизу, а для того чтобы глаз воспринимал статуи без искажений, их необходимо было исказить преднамеренно. Скульптор рассчитал зрительное искажение и компенсировал его. Все эти детали Мавзолея сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.



А не так давно, летом 2010 г. в Турции была обнаружена могила отца Мавсола, правителя Карии Гекатомна. На его саркофаге сохранились изображения и самого царя, и его старшего сына Мавсола, и дочери Артемисии, чьей любви мир обязан одним из чудес света.

При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!

О admin

x

Check Also

Предсказания Матроны Московской на 2016 год

Предсказания Матроны Московской на 2016 год Святая блаженная Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых православных святых. По предсказаниям на 2016 год, стоит ...

Предсказания Кейси о России, Америке о будущем мира

Предсказания Кейси о России, Америке о будущем мира Эдгар Кейси (1877–1945) – известный американский ясновидящий и врачеватель. За свою жизнь Кейси сделал 26 000 предсказаний ...

Предсказания Кейси

Предсказания Кейси Самым необыкновенным экстрасенсом за всю историю человечества был — Эдгар Кейси. Желание узнать будущее – такая черта была присуща людям всегда. Вот почему ...

Предсказания из прошлых веков о будущем

Предсказания из прошлых веков о будущем Предсказанное будущее или могила которую мы сами себе роем Сербский крестьянин Митар Тарабич (1829-1899) с невероятной точностью предсказал ключевые ...

Предсказания для династии Романовых, и о будущем России

Предсказания для династии Романовых, и будущем России У монаха Авеля есть предсказание которое касается всей династии Романовых, и будущего России и оно довольно обширно. Петр ...

Предсказания Ванги о будущем или над пропастью

Предсказания Ванги о будущем или над пропастью Катаклизмы Ванга предупреждала за много лет, о всевозможных катаклизмах в национальном и мировом масштабах. И не только она. ...

Стоит ли прощать Измену? Обязательные условия!

Стоит ли прощать Измену? Обязательные условия! Вопрос от нашей читательницы — при каких конкретно условиях можно прощать измену, а в каких случаях этого делать не ...

Предсказания Ванги на 2016 год

Предсказания Ванги на 2016 год Ванга (полное имя Вангелия Гуштерова) одна из известнейших ясновидящих. Родилась и почти всю свою жизнь провела Ванга в небольшом приграничном ...

Предсказания Авеля — пророчество веков

Предсказания Авеля или пророчество веков «До 18-го года я ничего не боюсь… Если, конечно, верить Авелю…» Таинственная история эта связана с тремя русскими монархами, это ...

Предсказания — будущее Земли или период бедствий

Предсказания — будущее Земли или период бедствий Предсказателя Гордона Майкла Скаллиона из Америки называют вторым Эдгаром Кейси. В последнее время его имя постоянно упоминается в ...

Предсказание стихийного бедствия

Предсказание стихийных бедствий Ребенок видит во сне, как «не-то черное» обрушивается и накрывает его. Мужчине кажется, что он гибнет на море. Женщине приходит видение, будто ...

Предсказание об Америке или ужас Третьей мировой

Предсказание об Америке или ужас Третьей мировой Предсказаний о том что ждет Америку довольно много, но как правило все они не обещают ничего хорошего этой ...

Предсказание о XXI веке, из глубины веков

Предсказание о XXI веке, из глубины веков Удивительные предсказание о России обнаружились у одного средневекового предсказателя Реньо Неро что с итальянского переводится как «Черный паук». ...

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад Вопрос весьма актуальный для многих молодых родителей. Рассмотрим какие вопросы и сложности возникают у родителей с появлением малыша. ...

Предсказание Йоркширской ведьмы

Предсказание Йоркширской ведьмы Матушка Шиптон (1488–1561), при рождении получила имя Урсула Саутель, а позднее за колдовство прозвана Йоркширская ведьма, в своих пророчествах предупреждала будущие поколения ...

Предсказание в жизни А

Предсказание в жизни А.С. Пушкина , пророчество будущего Немка Александра Филипповна Кирхгоф проживала в начале 19 века в Петербурге . Была осень 1819 года , ...

Стоит ли возвращаться к бывшим мужу или жене после их измены?

Стоит ли возвращаться к бывшим мужу или жене после их измены? Стоит ли возвращаться к бывшим мужу или жене после их измены? Здравствуйте дорогие читатели! ...

Предсказание будущего или ясновидение в творчестве

Предсказание будущего или ясновидение в творчестве К «измененным состояниям сознания», которое дает выход в реальности высшего плана, можно относить и некоторые формы творческих состояний (творческое ...

Предсказание будущего в пророчествах

Предсказание будущего в пророчествах Варсонофий Оптинский Предсказания преподобного Варсонофия Оптинского (1910 год): «Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Ад разрушен, но не уничтожен, и ...

Стоит ли бояться Смерти

Стоит ли вам бояться Смерти? Периодически слышу важный для многих философский и одновременно жизненный вопрос: — «Стоит ли бояться Смерти?». Ответ для каждого человека будет ...

Предсказание будущего

Предсказание будущего Джозеф Стокерт Джозеф Стокерт — предсказание о Третьей мировой войне (1947 год): «Танки катятся через Германию. Эти танки придут с востока и будут ...

Предсказание — “Золотой век” будет, но до него надо дожить

Предсказание — “Золотой век” будет, но до него надо дожить Предсказания — Золотой век наступит, но кто доживет до него? Астрология снова становится популярной. Среди ...

Предотвратить катастрофу или предвидеть будущее

Предотвратить катастрофу или предвидеть будущее В мире постоянно случаются разные катастрофы, которые уносят десятки, а порой и сотни человеческих жизней. Возможно ли их предотвратить? Ответить ...

Предостережения в вещих снах или как изменить судьбу

Предостережения в вещих снах или как изменить судьбу Можно ли изменить судьбу или судьба человека предопределена? Если вам приснился сон о предстоящей гибели, должны ли ...